Открытие ресторана. Аспекты командной работы.

Владельцы проектируемого ресторана поставили перед ООО «Дизайн-студия Гагарин» задачу, которая требовала комплексного подхода с привлечением множества специалистов из различных сфер.  

Необходимо было осуществить эскизное проектирование интерьера ресторана общей площадью 700 квадратных метров, подготовить рабочую документацию для строителей, организовать авторский надзор за ведением строительства, укомплектовать объект необходимым оборудованием, строительными материалами, мебелью, аксессуарами, порекомендовать заказчику специалистов для проведения работ, требующих специфической профессиональной подготовки. При этом параллельно нужно было создать фирменный стиль ресторана, сайт, подготовить и провести рекламную кампанию к его открытию, организовать церемонию открытия и снять короткометражный документальный фильм об этом событии с дальнейшей его ротацией на кабельных TV-каналах.

«Дизайн-студия Гагарин» в данном случае возложила на себя функции Креативного директора проекта, основная цель которого – открытие ресторана к определенному сроку.

Заказчики проекта – пять компаньонов, один из которых взял на себя ответственность за строительство ресторана и выступил в данном случае Генеральным подрядчиком.

Основной движущей силой проекта стали Креативный директор – управляющий состав «Дизайн-студии Гагарин» и Генеральный подрядчик в лице одного из заказчиков, который руководил постоянным штатом строителей и приглашал субподрядчиков на сложные участки работ. В «Дизайн-студии Гагарин» над всеми проектами работает постоянная команда – Генеральный директор, главный архитектор, дизайнер-визуализатор, веб-дизайнер, бухгалтер. Параллельно с разработкой пивного ресторана осуществлялось эскизное проектирование четырех коттеджей площадью около 500 квадратных метров каждый, и выполнялся один заказ на ландшафтное проектирование приусадебного участка. Это – обычная практика для архитектурных бюро подобного уровня.

Для осуществления главной цели проекта – открытия ресторана – был обозначен срок один год.

Название ресторана «Пивная тема» было выбрано из пяти предлагаемых заказчиками в завершении проекта. В итоге «Пивная тема» - демократичный ресторан, расположенный в Марьино и рассчитанный на молодых и достаточно зрелых людей, проживающих в динамично развивающемся районе Москвы. По выходным ресторан работает в режиме ночного клуба, где проходят концерты живой музыки, шоу-программы, приглашенные ди-джеи создают атмосферу позитивного настроения на танцполе. Основной тон в оформлении ресторана задает дух старой Одессы – виды морского порта, старинные фотографии, фикусы в кадках, якорные цепи и связки кефали… Пространство ресторана разбито на несколько зон, которые получили свои названия в процессе создания – «Причал», «Старый двор», «Коммуналка», «Подворотня». Девушка с веслом встречает гостей при входе, основатель Одессы Дюк Ришелье призывает к комфортному отдыху в VIP-зале.

Изначально заведение позиционировалось как пивная с элементами немецкой национальной эстетики и соответствующей кухней – баварскими сосисками, свиными рульками, соленьями под пиво. В дальнейшем концепция интерьера была изменена, а кухня дополнена и расширена ассортиментом фирменных блюд из морепродуктов.

Как такового брифа для «Дизайн-студии Гагарин» от заказчиков не поступало, работа над концепцией велась коллегиально с первого дня подписания договора о создании эскизного проекта. Первым этапом в работе стало согласование планировки – необходимо было выделить основной зал, VIP-зону, кальянную, танцпол, сцену для выступления артистов, барную стойку, кухню, санузлы. После утверждения планировки мы приступили к эскизам каждого помещения в программе 3dsMax™.  В создаваемых изображениях можно было наглядно, как на фотографиях,  увидеть  эргономику расставляемой мебели, типы световых приборов, напольных покрытий, которые должны сочетаться с декором стен (камень, плитка, фрески) вплоть до аксессуаров от муляжа осетра на барной стойке до старой сетчатой кровати с матрацем возле туалетов.

На начальном этапе проекта при создании и согласовании эскизов будущего ресторана Креативному директору необходимо было взаимодействовать сразу с пятью заказчиками. При создании интерьера каждый из них хотел видеть ресторан по-своему. Во время работы над выбором стиля звучали идеи о сталинском ампире – состаренные колонны с капители, статуи, балюстрады. Предлагался вариант интерьера с цитатами из кинофильмов Гайдая - «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», приветствовались приморские беседки, увитые виноградом.  Массивные трубы канализации и водоснабжения, идущие под потолком, диктовали стиль хай-тек. Постоянно менялись назначения помещений, к примеру, сначала один из залов должен был стать кальянной, затем комнатой для детей, в итоге оказался помещением для некурящих. Трансформации потолка в эскизах также влекли изменения всего пространства ресторана. В первых вариантах трубы коммуникаций под потолком были элементом дизайна, в последующих частично скрыты грильятой, а затем полностью зашиты гипсокартоном. Глядя на эскизы, всем стало понятно, что в таком виде потолок приобрел целостность, а в залах появилось ощущение уюта. Преобладающий в первых вариантах эскизов во всем пространстве ресторана крашеный кирпич был заменен штукатуркой и фресками с морскими пейзажами.  Так единым решением полностью отказались от стиля лофт с элементами хай-тек.  В течение полугода один раз в неделю проходили встречи с заказчиками и презентации готовых эскизов на ноутбуке. Результатом каждой встречи были новые идеи, которые воплощались в новых эскизах. Когда возникла необходимость приступить к строительным работам на объекте, проект в короткие сроки был полностью изменен и единодушно принят всеми заказчиками с небольшими поправками и дополнениями в процессе строительства.

Во время эскизного проектирования были использованы новаторские креативные техники. Ранее на стадии проектирования и подачи эскизов как основной рабочий инструмент использовалась программа компьютерной графики 3dsMax™. В ходе работы было выявлено существенное неудобство в продолжении ее использования по некоторым очевидным причинам. Дело в том, что была необходима прямая связь между проектом, который мог видоизменяться до неузнаваемости за считанные дни и конечным результатом – эскизами. Было найдено решение в сложившейся ситуации использовать альтернативную программу Artlantis™, которая являлась рендер-визуализатором под Archicad™ – системы автоматизированного программирования, применяемой в создании чертежей проекта и разработке пакета рабочей документации. Необходимо было срочно изучить ее интерфейс. Программа Artlantis™ нашла свое применение и процесс значительно ускорился. Приведем простой пример. Допустим, на чертеже имеется группа столов и стульев, расположение которых заказчик хочет менять и на чертежах и на эскизах одновременно. Например, развернуть большую часть из них на 90 градусов. В этом случае нам приходилось менять их расположение и в чертежах и в программе трехмерного моделирования раздельно. Но с приходом в нашу работу Artlantis™ мы эти столы поворачивали только на чертежах, а после нескольких простых манипуляций мышью видели полученный результат в эскизном формате. Жесткая связка наших программ обеспечивала более оперативное и более точное воспроизведение задуманных идей. Над эскизами работали главный архитектор и дизайнер-визуализатор.

Также оригинально мы поступили с изготовлением табличек на двери. Нам требовались таблички, имитирующие бронзу, со старинной патиной. Согласовав эскизы, мы начали поиск изготовителей. Предлагались различные варианты: таблички на пластике с гравировкой, гравировка на латуни, даже отливка из бронзы с последующим старением в опилках и мышиных экскрементах. Но все эти варианты были отметены либо по причине слишком современного конечного результата, либо по причине высокой стоимости и длительности сроков изготовления. К тому же для отливки из бронзы производители могли предложить только свой вариант гарнитуры шрифта, а у нас на эскизах были пиктограммы, витиеватый логотип, буквы из дореволюционной азбуки.  Имея навыки создания объемных моделей в программе трехмерного моделирования Rhinoceros™, в которой чаще моделируют корпуса для яхт и маломерных судов, мы смоделировали образцы формы для отливки табличек и отправили их по электронной почте в Китай, откуда через пару недель получили готовые образцы, сделанные на 3-х мерном принтере методом Rapid Prototyping, из отвердевшего воска. Затем была использована новая технология из США по нанесению жидкого металла на любую поверхность из специального баллончика. Таким образом, облагородив наши восковые таблички металлом, имеющим в затвердевшем состоянии 0,7мм толщины, мы приступили к патинированию (состариванию) их специальными химическими реагентами, какими располагает эта же американская технология. В итоге мы получили эксклюзивные изделия, которые могли бы стать экспонатами музея современного искусства.

Креативный директор должен находить и рекомендовать множество специалистов Генеральному подрядчику, для которого они становятся субподрядчиками. «Дизайн-студия Гагарин» выработала ряд критериев, которыми руководствуется при подборе подрядчиков:

Основным критерием является заинтересованность специалиста в получении заказа, его оперативность.  Если потенциальный субподрядчик задерживает предоставление собственной сметы, эскизов, не спешит с выездом на объект для ознакомления с фронтом работ, Креативный директор вынужден обратиться к другим специалистам и даже провести среди них тендер.

Не менее важный критерий при подборе подрядчика – цена на оказываемые им услуги или товар. Качество предлагаемой продукции не всегда соизмеримо с ее ценой.  Задача Креативного директора – найти идеальное сочетание цены и качества предлагаемых заказчику товаров или услуг. В процессе разработки этого проекта мы предложили заказчикам специалистов по каминам и художественной ковке. Тендер в данном случае был неизбежен. К примеру, несколько студий, специализирующихся на изготовлении авторских каминов прислали нам чертежи камина, руководствуясь полученными от нас техзаданием и готовыми эскизами. Некоторые специалисты предлагали совсем иные варианты каминов, которые не вписывались ни в концепцию заявленного предложения ни в смету.  Обычно чертежи и смету мы получаем по электронной почте от различных подрядчиков, а затем выбираем то самое сочетание цены и качества, так как знаем среднюю стоимость на любые виды работ в сфере строительства и дизайна. Мы нашли студию по изготовлению каминов, отвечающую пожеланиям заказчиков.

Нередко подрядчик искусственно усложняет задачи, предлагая более интересные, на его взгляд идеи, делая проект более затратным для заказчика и подвергая сомнению уже утвержденные решения. Потенциальный подрядчик должен иметь представление об этике и субординации при взаимодействии с Креативным директором проекта. Данную ситуацию можно проиллюстрировать случаем из практики, который имел место на этапе отделки и декорирования ресторана. На утвержденных эскизах залы ресторана украшают пейзажи (имитация фрески с эффектом старения) и множество фотографий в рамках. Для этого необходимо было подобрать качественные снимки походящего разрешения в фотобанках. «Дизайн-студия Гагарин» работала с весьма известным фотобанком, представительство которого находится в США.  По поводу оплаты выбранных снимков в фотобанк нужно было звонить исключительно ночью, так как днем в связи с разницей во времени платежи по кредитной карте не проходили. Примечательно, что этот фотобанк не размещает снимки из России – принятая во всем мире система электронной оплаты авторских гонораров для нашей страны не работает. Предварительно утвердив с заказчиком и купив около сотни необходимых изображений (стоимостью от 10 до 200 долларов за кадр), «Дизайн-студия Гагарин» отправила их в полиграфическую студию для печати крупногабаритных фресок с эффектом старения. Качество снимков, полученных из фотобанка, не устраивало полиграфистов, которые предложили приобрести новые изображения из собственного стока фотографий. Непредвиденное изменение сюжетов снимков влияло на концепцию всего интерьера ресторана, требовало новых материалов для его отделки. Подобные недоразумения осложняют процесс взаимодействия Креативного директора с подрядчиками и заказчиками, но, как правило, они неизбежны.  Другая полиграфическая студия не предъявила претензий к качеству выбранных в фотобанке США и оплаченных снимков, изображения были напечатаны и инсталлированы на стены ресторана.  Многие фирмы, предоставляющие на объект комплектующие (сантехнику, осветительные приборы, мебель) значительно задерживают сроки поставки. Креативный директор становится катализатором процесса поставок необходимых материалов и оборудования на объект.   

Во время строительства Креативный директор постоянно предоставляет Генеральному подрядчику необходимые чертежи, которые нуждаются в корректировке в процессе коммуникации с субподрядчиками. К примеру, Креативный директор предлагает свой эскиз и чертеж камина. Приглашенный специалист по каминам корректирует размеры, может порекомендовать заменить предложенные материалы отделки в соответствии с правилами пожарной безопасности. Субподрядчик в данном случае является носителем узкопрофессиональных знаний, знатоком тонкостей мастерства.  Креативный директор отвечает за художественную точность исполнения собственного замысла, согласованного с заказчиком и являющегося неотъемлемой частью продуманного проекта. Организация технического надзора находилась в данном случае в ведении Генерального подрядчика. Технический надзор – это организация контроля качества строительных работ.

Параллельно с процессом отделки помещения велась работа по созданию фирменного стиля ресторана. Генеральный подрядчик сам обратился в рекламную фирму, специализирующуюся на предоставлении подобных услуг. С этой рекламной фирмой заказчики работали давно,   предыдущие ресторанные проекты разрабатывались с помощью этой компании. Когда, к примеру, был утвержден логотип, Креативный директор экстренно использовал его для декорирования ресторана – при печати настенных фресок, в украшении барной стойки.

Разработкой эскизов наружной рекламы занималась «Дизайн-студия Гагарин». После утверждения с заказчиками эскизов входной группы – лестницы, перил, макета под печать на прозрачной самоклеящейся пленке режима работы на стеклянной двери, вывески ресторана, проект необходимо согласовать с арендодателем помещения. Когда арендодатель принимает проект, его эскизы отправляют в фирму по изготовлению наружной рекламы, которая делает паспорт конструкции вывески и входной группы в районной администрации.  В решении этого непростого вопроса принимали участие в равной степени все заказчики вместе с Креативным директором.

Для рекламной кампании к открытию ресторана Креативный директор порекомендовал заказчику ивентагенство, с которым необходимо было вести постоянный диалог: корректировать сценарий праздника, количество приглашенных артистов, оценить профессионализм ведущего вечера и участников шоу-программы. Хэдлайнером праздника был выбран известный актер театра и кино, успешно выступающий с дебютным музыкальным альбомом на главных площадках страны.  Креативный директор вел с актером переговоры, пытаясь встроится в насыщенный график его выступлений, обсуждал вопрос гонорара, а после согласовывал цену с заказчиками.  Список VIP персон на открытие ресторана также утверждался коллегиально.

Для съемки короткометражного документального фильма, посвященного открытию ресторана, Креативный директор пригласил режиссера и оператора, с которыми был разработан сценарий, осуществлены подбор музыки и монтаж.

 

Со всеми субподрядчиками рассчитывался Генеральный подрядчик.  «Дизайн-студия Гагарин» по договору получила 100% оплаты за эскизное проектирование, а затем по дополнительному договору 100% оплаты за ведение авторского надзора и координацию проекта. С ивентагентством, рекламной фирмой, режиссером, артистами заказчик расплачивался сам.

Проект был лишен рутины – осваивались новые графические программы, оперативно применялись альтернативные решения, экспериментальные техники в нанесении отделочных материалов, поэтому его можно считать выгодным, с поправкой на то, что креативный бизнес в нашей стране вообще нельзя считать финансово рентабельным. Вознаграждение дизайнера редко соизмеримо с объемом применяемых им знаний, опыта, грузом ответственности и необходимостью постоянно генерируемого вдохновения.